Форум » Статьи и книги » О Роке, ну и мои тоже » Ответить

О Роке, ну и мои тоже

Pilat: Однажды так случилось… Думаю, настал момент последний раз переосмыслить «вид из зала». Дальше я уже буду, не властен над ним, а он надо мной. Несколько лет назад статья «R’N’R – вид из зала» переросла сначала в главу, а потом и небольшую книжку, которую приходилось несколько раз переписывать заново. Одно я усвоил, точно – она мной издаваться не будет и тому есть целая масса причин, хотя может принести небольшую пользу другим людям. Теперь уже нельзя сказать, что я, или мои друзья, фанаты умеющие думать «где-то, у левой колонки, на том концерте», впрочем, нельзя и утверждать, что мы стали профессиональными рокерами. Профрока нет и быть не может по определению, всё, что выше в плане организации и/или зарабатывания денег уже живёт по законам дешевого шоу-бизнеса. R’N’R заканчивается там, где начинаются деньги. Апогей андеграунда – квартирники, в крайнем случаи небольшие фестивали у костра. Перейдя незримую нить массовости, мероприятия преподносящие рок выстраивают стену, где Дух свободы в лучшем случае остаётся среди зрителей, а в худшем вообще не прилетает посмотреть, что же это такое делается якобы в его честь. Подобные мысли посещают человека, когда он достиг запредельного, потеряв для этого всё. Мне пришлось потерять живыми или мертвыми лучших друзей, возможно, и часть веры в надежду. Иногда переход на новый уровень происходит постепенно, шутя, иногда болезненно, порой путь обагрен кровью «алый снег, серый лёд…». Что же всё-таки такое андеграунд, и с чем его готовят? Общеизвестно – дата рождения субкультуры – 1954 год, т.е. прошло уже 52 года, как мы слушаем, поём и живём рок-музыкой. На самом деле сие не совсем так. Рок, как музыка, несомненно, появился в середине 50хх годов, а Рок, как Идея, насчитывает очень долгие лета. Люди всегда стремились к чему-то такому, хотя в большинстве случаев цель не была ясна – просто надо вот туда-то и баста, а сформулировать конкретику никто не мог. В настоящий момент уже нельзя говорить об андеграунде никак, если не употреблять термин «цивилизация». В культурологическом смысле произошедшие перемены в человеческом восприятии мира, как такового, можно интерпретировать «цивилизация в цивилизации». Несомненно, такой поворот бесит людское большинство, тех, кто не относиться к таинственным «подземным» жителям. Ещё за тысячелетия до Джордано Бруно и Жанны Дарк толпу потребителей угнетало присутствие свободомыслящих. Конец был с небольшим выбором – костёр и довольная толпа удалялась жрать, как свиньи, и устраивать вакханалии, в которых, собственно, и были обвинены только что сгоревшие заживо. В 20м веке многое изменилось. Прообраз хиппи появился в Германии, после Первой мировой. Мало известный факт почти предан забвению, т.к. Лига наций была лишена амбиции и не подавляла ростки инакомыслия. В этом плане Лига получилась более великодушна, хотя и проиграла политически, допустив вторжение немцем в Эфиопию в середине 30хх годов. Именно режим Гитлера, так свободно допущенный к власти собранием премудрых глав премудрых держав, подавил на корню социально светлое пятно своего же народа. Далее последовали жертвы, пожары, миллионы мертвых тел. Тут не до романтики. Пришлось выживать, ценой жизни других – ты или они, третьего не дано. Не мудрено – рок залёг на дно на долгих 20 лет. Войны когда-нибудь заканчиваются, и приходит мир: время отстраивать города, выращивать урожаи, устраивать судьбы. Прогресс не стоял на месте – обуздав энергию атома и применив его на жителях Нагасаки и Хиросимы – человечество шагнуло в эпоху холодной войны. К счастью, это оказалось всего на всего загибанием пальцев, в международной игре «чья коза круче». Люди стали отходить от Освенсома, Травников, Дахау, они наелись, начав протестовать и бунтовать против искусственного, наигранного благополучия, преподносимого так усердно истеблишмёнтом. Наконец-то человечки стали уязвимы для Романтики. Именно на такой благодатной почве Дух рока очнулся от длинного, переходящего временами в кошмар, мучительного сна. Пришли битники, растаманы и хиппи. Мир озарился новой надеждой. Началась эра цветов, любви и духовной свободы. Шел 1954 год! Начиная шаткой, неуверенной походкой новое поколение набирало оборот непокорности консервативным взглядом отцов. Пройдя 6 лет, достигнув, тем самым 1960, необычная истерия молодёжи взорвалась, охарактеризовав тем самым происходящие перемены в мире, выделив уже не вечную проблему смены культур предшественников на последователей, а изобличая проблемы Системы, как симбиоза сосуществования граждан друг с другом. Именно 60й год стал датой рождения андеграунда: 6 июля состоялась премьера в Нью-Йорке фильма «Подземелье», основанного на рассказах Керуака о разбитом поколении. А на мировой арене приближался Карибским кризис, был позади конфликт Французских войск с Военным корпусом Вьетнама, положивший начало вторжению американских войск в чужое, далёкое, суверенное государство – первый, но не последний провал ООН, в плане миротворческого сообщества планеты. Утраченного, увы, не вернуть, пусть покоится с миром на страницах истории. Касаясь самого слова «Андеграунд», стоит для начала его перевести – не просто «подземелье» или «подполье», а скорее весь подслой социума, те, кто не живут, как остальные. Именно Керуак отделил андеграунд от всего остального. Забегая вперёд на полвека, взглянув с нынешних позиций, прекрасно видно, как изменилась «подземка», заняв адекватное место с культурой обывателей в общем котле человечества. «Разбитое поколение» вовсе таким не было, оно было неугодно, точнее неугодны его идеи, но не поколение. Разбитыми оказались надежды, что дети будут также законно грабить, обирать и без того бедных. Ляльки подросли и пошли новой, нехоженой или давно-давно забытой дорогой доброты, искренности и человеколюбия. Их назвали дети цветов.

Ответов - 2

Pilat: На данный момент накопилось слишком много интерпретаций термину «хиппи», но изначально слово обозначало «людей, осознавших самих себя и окружающую природу, мудрых в отношении познания добра, равенства и братства, противостоя силам зла с помощью любви». Углубившись более конкретно в лингвистику и идейность понятия, можно выделить основу «хип», человек, который понял или осознал что-либо. Длительное время как такового «хиппи» не существовало, «дети цветов», «прекрасные люди» никак кроме себя не называли. Лишь 5 сентября 1965 года Майкл Фаллон, впервые, в одной из газет Сан-Франциско, использовал именно «хиппи», описывая странных молодых людей обоего пола, с длинными волосами, в разноцветных одеждах, с пестрыми повязками на руках, ногах, голове. Ох, как встали костью в горле власть держащих эти самые волосатики! Они напомнили не только Французскую революцию и Великий переворот 1917 года в России, но и явились знамением относительности денег и могущества правящих кругов. Народные бунты и революции богачи, обворовавшие бедных, будут бояться всегда, до кончины самой Истории. Мысль о возможности потерять банальное, во многом духовно ничтожное, злато вызывает у них судороги дикого безумия, сомнений, что в свою очередь порождает страх))) Появление огромного числа свободомыслящего людей, т.е. хиппи, вызвало, судя по всему, именно такие мысли. Цель оправдывает средства. Не важно, что среди хиппи свои же сыновья, дочери, братья и сёстры. С ними стали бороться очень забавным способом. Вхожие к ним агенты подталкивали к наркотикам и содомии, утверждая, что так все достигнут нирваны. Случился удивительный парадокс – нирван наступила на самом деле, на некоторой период. Ещё не было тяжёлой наркоты, но уже была благодатная травка, ещё не было асексуального разврата, но уже было свободная гетеросексуальная любовь. Стоит вспомнить две фразы: «Хиппи – происки коммунистов, для разложения патриотической американской молодёжи!» - так говаривали в Штатах, «Сегодня ты слушаешь блюз и джаз, а завтра Родину продашь?!» - весёлая и всеми обожаема строчка совдеповских времён. Рок не годится не тем и не другим. А мы пошли своим путём))) Безусловно, ни какой труд не бывает напрасен – движение хиппи почти задушили. Немного поднадави – великую Идею хиппи пришлось бы восстанавливать с нуля, как после Гитлера. Истеблишмент не удосужился выкорчёвывать детей цветов, он их растлевал и очернял, как мог. Так после наибольшего взлёта за всю историю человечества – фестиваля «Вудсток» в 1969 году Доброта стала уходить ко сну, вместе с ней на пике своего ослепительного блеска сверхновой окунулись в зимнюю спячку и «земляничные поля». Они не умерли – лишь заснули. Оставшиеся стали «яппи» - те, кто ведает, стали теми кто помнит, их поглотил безбрежный и безжалостный социум. Яппи помнят свои мечты, радость, любовь, романтику и ушедшую свободу. Может быть кто-то из низ и грустит одинокими вечерами или, занимаясь повседневной рутиной, вздыхает о былом. Самая большая ошибка сошедших с наше тропы лишь то, что они думаю «всё ушло навсегда и нечего и не возможно вернуть молодость». Но это то не так! Нет такого холода и такой черствости, которые способны полностью потушить уже горевшее однажды сердце, путь это было 100, 1000 лет тому назад. «Яппи» осознайте – для вас НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯНО! Из хиппи вышла другая группа – «иппи». Да здравствует харизма! 31 декабря 1967 года – Абби Хоффман, Джерри Рубин, Пол Красснер, Дик Грегори создали «Иппи» (Yippies). Вкусив сладкий плод «Монтерей» иппи посчитали, что за такой кусок надо бороться смело и открыто и, если понадобиться, умереть. Черные, белые, коричневые и т.д. пантеры, метеорологи, последние дикие индейцы – относятся исключительно к истории США – в общем – место не имеет значение. У каждого есть право верить в свои идеалогизмы и умереть то смерть, которую он выберет сам. Наши дорогие иппи умирали ради дороги в Рай. Все жё порождать Любовь Смертью не стоит. Жизнь на Смерть менять можно туда и обратно, но не Любовь. Последователи Хоффмана пошли по заранее тупиковому пути лишь от безысходности и отчаяния: надо было спасать Своё, выход придёт сам собой. Человек разумный только этого и ждал – ждал, когда Человек возвышенный пойдёт не него войной и проиграет, в связи со своей малочисленностью, гуманностью, благородством. Кого не застрелили и не посадили в тюрьму, добила насильственная игла. Середина 70х годов ХХ века удалилась от периода детей цветов на столетия. В сказочной стране рока настали сумерки. Странным образом вторая ветвь – растаманы смогли пережить потрясения почти без потерь. К концу века они способствовали образованию второй и третий волны теории постсимволизма или первой ультранеосимволизма. Тем временем R’N’R переходил в разные метаформы, и как оказалось, окреп – повсюду бродили металлисты, гранжеры, панки, байкеры. Проснувшиеся от этого яппи и следующие поколение рокеров породили «Виппи» - самую странную ипостась андеграунда. Он стали хиппи «Монтерея» в душе с хар&хэви внешностью. 90 % из них «помнят» Аббатскую дорогу исключительно по архивным видео записям, но верят ей больше всех. Я горжусь тем, что говорю про себя «Виппи». Являясь молодыми сами представители реорганизованного рока берут на поруки ещё более молодые души, выбирая себе названных братьев и сестёр из наиболее подходящих кандидатур, еле переступивших порог совершеннолетия, хотя уже успевших сделать культурный переворот – «андеграунд в андеграунде». Как говориться, это уже совсем другая история.)))

Pilat: Говорят, настоящий рок един. Единение, бесспорно, есть, для внешних, сторонних наблюдательней, стоящих по тут сторону черты. Сама концепция рок-культуры «плечом к плечу» указывает на всеобщие равенство и братства, которое повелось ещё со времён хиппи. Андеграунд жив именно вследствие таких традиций, его разделение столь же неформально, сколь и выделение из окружающего человечества. Однако в теологии R’N’R’а есть понятие об своеобразной архитектонике – кастовое деление, если хотите. Тут необходимо очень чётко разграничивать «идейно-культурное строение» от общепринятой «иерархия». В роке есть лестница возвышения над другими – без этого никуда – знаменитые музыканты, организаторы рок концертов, президенты клубов, ассамблеры, члены Зала Славы рок&ролла – речь сейчас не об этом. Допустим, опять же, условно, наличие некой силы, способной хаос контр-культуры выстроить в определённо-допустимой математическо-функциональной последовательности. Что у нас получиться? Получиться относительно замкнутая автономная система с тремя огромными секторами. Во Всеобщей истории уже был прецедент с тремя частями общества – деление на касты. Рабочие, войны и жрецы вполне способны обеспечить свои потребности вместе. Андеграунд сложно и в тоже время просто уподобить кастам – рабочие – от простых рокеров до великих музыкантов, войны – от членов организованных тусовок до слаженных рок и байк клубов, жрецы – критики, идейные вдохновители, люди ответственные за динамику, хранители Духа рока. Интересно наблюдать за развитием каждой из частей, переходом одной в другую. Говоря сейчас от имени касты жрецов с некоторой грустью в сердце, но азартном блеске в глазах, вспоминаешь, как не так давно вступил в пролетарий рабочих, прошел беспрерывную войну за Свой Мир пуская в ход то мысль, то кулаки, надеешься – это не конец, а только начало! Что ждёт нас в будущем? R’N’R! Условности?! Три части целого? Касты))) А так ли тут всё условно, как кажется, или что-то есть…



полная версия страницы